Прибыль: понятие и формула

Главная цель любой коммерческой организации – получение прибыли. Прибыль это то, сколько зарабатывает компания, сколько остается у нее после вычета всех расходов. Именно прибыль можно направлять на развитие. Любому предпринимателю важно учитывать показатель прибыли и его динамику. Это необходимо для того, чтобы корректировать свою стратегию: снижать расходы и увеличивать доход.  

Стратегическое использование финансовой прибыли – если говорить простым языком, это определения приоритетов и распределения средств между различными проектами. Для этого необходимо проанализировать текущие финансовых показатели вашей организации, определить цели развития и выбрать наиболее эффективные способы их достижения. Например, если компания хочет увеличить свою долю на рынке, то ей следует сосредоточиться на маркетинговых мероприятиях и инвестициях в новые продукты.

Другой важный элемент – это оптимизация ресурсов. Компании должны стремиться к получению максимального КПД от своих ресурсов. Речь может идти о сокращении затрат на производство, более эффективном управлении персоналом, повышении производительности труда, автоматизации процессов.

Также важно учитывать возможные риски. Компания должна иметь план действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, например при изменении экономической ситуации, включая колебания курса валют, новые законодательные ограничения, а также если предстоит серьезная конкурентная борьба.

Экономическая роль прибыли

Первая функция финансовой прибыли – обеспечение самодостаточности компании. Прибыль позволяет не только покрывать текущие расходы, но и делать инвестиции. Без достаточной прибыли компания не сможет поддерживать свою деятельность и будет вынуждена привлекать внешние источники финансирования, а это в свою очередь может привести к увеличению долговой нагрузки и снижению финансовой устойчивости.

Вторая функция прибыли – создание резервов на случай возможных убытков. На эти средства компания может создать фонд, который может быть использован в случае непредвиденных и негативных обстоятельств, что позволит компании сохранить стабильность в такой ситуации и продолжать свою деятельность даже в условиях неопределенности.

Третья функция – мотивация сотрудников. Чем больше доход – тем выше мотивация для работников к повышению производительности труда и достижению лучших результатов. Это способствует повышению рыночной стоимости компании, она становится более конкурентоспособной.

Еще одна функция прибыли – привлечение инвесторов и увеличении стоимости компании. Это важно, если вы планируете расширение проекта или его продажу.

Прибыль до и после налогообложения

Прибыль до уплаты налогов в экономической теории еще называют EBIT. Для расчета показателя нужно знать валовую выручку компании и все операционные расходы. Это производственные затраты, административные расходы, расходы на амортизацию основных средств и другие затраты, связанные с основной деятельностью компании. Далее считается разница между валовой выручкой и этими расходами. Налоги при этом не учитываются, т. е. не вычитаются.

Прибыль после уплаты налогов записывается также английской аббревиатуры NOPAT. Здесь уже учитываются налоги и сборы. При этом размер налога зависит от выбранного налогового режима. Для определения NOPAT используют следующую формулу: валовая выручка минус операционные расходы и налоговые сборы. Значение NOPAT позволяет оценить реальную прибыльность компании и принять решения относительно распределения прибыли. Например, если NOPAT высокий, то акционерное общество может решить выплатить дивиденды акционерам (учредителям) или инвестировать в развитие бизнеса.

Типология прибыли

  1. Брутто-прибыль – рассчитывается путем вычитания себестоимости проданных товаров или услуг из выручки от продаж. При этом не учитываются арендные расходы, зарплата персонала и налоги.
  2. Операционная прибыль – более полный показатель прибыльности, чем брутто-прибыль, так как учитывает все операционные расходы. Однако в расчет не берутся налоги и другие неоперационные расходы, например проценты по кредитам и расходы на  амортизацию.
  3. Чистая прибыль – ключевой показатель. Это сумма, которая остается после вычета всех расходов и налогов.

Каждый тип прибыли, выделяемый экономистами, имеет свои особенности и важен для оценки эффективности работы компании.

Расчет прибыли: формулы и методы

Финансовая прибыль определяется по простой формуле: доходы минус расходы.

На практике существует несколько методов расчета прибыли. Так, метод маржинальной прибыли используется для определения прибыли, которую компания получает после покрытия переменных затрат. Метод операционной прибыли учитывает все операционные расходы, включая постоянные затраты на аренду, зарплату персонала и налоги. Метод чистой прибыли учитывает все расходы, включая операционные расходы, налоги и неоперационные расходы, такие как проценты по кредитам и амортизация нематериальных активов.

Различие между выручкой и прибылью

Иногда возникает путаница между такими понятиями как выручка и прибыль. При сравнении месячных показателей незадачливые предприниматели берут то один, то другой показатель. На самом деле сравнивать их друг с другом не стоит.

Выручка – это деньги, которая получила компания в рамках своей деятельности за день / неделю / месяц / год (вы сами определяете интервал для внутренней статистики). А прибыль – это то, что вы действительно заработали, то есть выручка минус расходы.  

Итоги

Понимание и использование методов расчета прибыли важно для эффективного управления компанией. Конечно, можно сказать, что эти знания нужны только для ответа на экзамене по теоретической дисциплине. Но есть те, кто применяет их на практике и извлекает из этого реальную прибыль.

Рубрики:
Отзывов (0)