Про успешное предприятие говорят, что оно работает как часы. Но как этого достичь: как избавиться от рутинных вопросов, от постоянных форс-мажоров и т. п.? Большое значение имеет правильно выстроенная структура организации. Она должна быть достаточной для решения ключевых вопросов, за каждым сотрудником (или подразделением) необходимо закрепить конкретные вопросы. Важно продумать систему контроля и отчетности. В этом материале поговорим про варианты организационной структуры предприятия. Это важно знать и внедрять для успеха своего дела. Грамотно выстроенная система управления поможет зарабатывать больше и при этом тратить меньше нервов.
Основные элементы структуры: горизонталь и вертикаль.
Структура предприятия определяет, как различные подразделения взаимодействуют друг с другом, какие задачи выполняют, как и кем контролируется и координируется их работа.
Основными компонентами структуры предприятия являются департаменты или отделы. Также в крупных предприятиях могут выделяться управления, обособленные службы и т. п. Каждый департамент отвечает за определенное направление работы предприятия, а отделы внутри департамента решают конкретные задачи.
Внутри крупного предприятия может быть множество департаментов (управлений). Ниже назовем основные.
- Производственный. Он отвечает за производство товаров или услуг. Внутри него могут быть отделы производства, контроля качества, логистики и другие.
- Коммерческий занимается продажами и маркетингом продукции компании. В его состав входят отделы продаж, маркетинга, рекламы, PR и GR. Если предприятие небольшое – то все отделы могут быть слиты в один.
- Финансовый департамент контролирует бухгалтерский учет, управление бюджетом и инвестициями. Здесь ключевым отделом будет бухгалтерия. Также в структуре можно предусмотреть отделы финансового анализа, планирования, внутреннего контроля.
- Административный департамент занимается кадровыми и юридическими вопросами внутри компании. В его состав могут быть включены кадровая служба, юридический отдел, IT-отдел, отдел социального обеспечения.
Однако мало создать департаменты и отделы, важно наладить между ними взаимодействие. Теоретики выделяют горизонтальные и вертикальные связи.
Горизонтальные позволяют отделам одного департамента сотрудничать друг с другом для достижения общих целей. Например, отдел продаж может работать вместе с отделом маркетинга для разработки стратегии продвижения продукта. С одной стороны важна здоровая конкуренция, а с другой – она не должна мешать достижению общих задач. Служба HR должна грамотно выстраивать в этом отношении корпоративную политику.
Вертикальные связи обеспечивают передачу информации и приказов от высшего руководства к низшим уровням управления и передавать обратную связь. Это позволяет контролировать выполнение задач и оперативно реагировать на изменения в условиях работы.
В данном случае важна иерархия и субординация. Однако низшие звенья, которые непосредственно работают с клиентами или продукцией, должны иметь возможность донести свое мнение по ключевым вопросам.
Отметим, что понимание ключевых компонентов структуры и их взаимодействия помогает руководителям принимать правильные решения. Вы сможете сократить издержки и ускорить все процессы. Конечный результат грамотной структуры – увеличение доходов.
Организационно-правовые виды предприятий
Согласно российскому законодательству, предпринимательская деятельность возможна только после соответствующей регистрации. При этом необходимо изначально выбрать организационно-правовую форму. От этого зависит режим налогообложения, ответственность и возможности. В России предприятия могут быть организованы в форме ООО, АО. Также гражданин может вести бизнес без регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрим классификацию предприятий по организационно-правовым формам.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это одна из самых популярных форм предприятий в России. Учредители несут ответственность по обязательствам общества только в пределах своих вкладов. Учредителями ООО могут быть как физические, так и юридические лица. Так, по состоянию на 2024 год размер уставного капитала ООО может составлять всего 10 тысяч рублей. Этой суммой компания и отвечает в случае каких-либо исков, если других активов у предприятия нет.
Акционерное общество (АО). Эта юридическая форма обычно выбирается для крупных предприятий, имеющих большой оборот и сложную внутреннюю структуру. Собственников в данном случае может быть огромное количество – это все, у кого есть акции компании, а их может быть выпущено несколько тысяч и больше. Одна акция – это определенная часть капитала. Каждый акционер в пределах своей доли несет ответственность по обязательствам АО, а также может получать доход – дивиденды. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица. АО могут быть публичными и непубличными. В первом случае акции можно свободно купить на бирже или у собственников. Крупные публичные АО торгуют своими акциями через биржу – это позволяет привлечь инвесторов и увеличить собственный капитал.
Индивидуальный предприниматель (ИП) – это не юридическое лицо. Это статус, который оформляет гражданин РФ на осуществление предпринимательской деятельности. ИП несет полную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
От организационно-правовой формы предприятия зависит и его структура. Например, АО имеют наиболее сложную структуру управления, так как они требуют наличия органов управления – общего собрания акционеров, совета директоров и т. д. Кроме того, ООО и АО должны вести бухгалтерский учет и предоставлять отчетность в соответствии с законодательством.
Организационно-правовая форма предприятия зависит от разных факторов: от размера бизнеса, количества учредителей, суммы первоначальных вложений. К выбору организационно-правовой формы нужно подойти серьезно, так как цена ошибки – недополученный доход или излишние расходы.
Типы организационных структур
Организационная структура предприятия определяет распределение полномочий и ответственности между департаментами и отделами. В теории выделяются несколько типов структур. Попробуем коротко рассказать о них без занудства.
- Функциональная структура – классический и часто встречающийся вариант. Каждое подразделение в данном случае выполняет свою функцию, например, занимается производством, маркетингом или финансами. При этом связи с другими подразделениями будут слабыми – это, кстати, один из основных минусов такой организационной структуры. К тому же, из-за разобщенности процесс принятия решений может замедляться, особенно когда требуется согласование между несколькими подразделениями. К преимуществам можно отнести профессионализм и эффективность работы, связанные с узкой специализацией каждой ячейки.
- Дивизиональная (или дивизионная) структура предполагает, что предприятие делится на отдельные крупные подразделения (дивизионы), каждое из которых отвечает за определенный продукт или услугу. Дивизиональная структура позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка и требованиям клиентов.
- Матричная структура – промежуточный вариант: комбинация функциональной и дивизиональной структур. В этом случае сотрудники могут подчиняться одновременно двум руководителям: функциональному и проектному. Принято считать, что такой подход обеспечивает лучшую координацию между различными подразделениями и проектами.
Дивизиональная структура часто используется в крупных корпорациях, где каждое подразделение отвечает за определенный продукт или услугу. Матричная структура применяется в проектных организациях, где необходимо координировать работу нескольких команд над одним проектом.
Выбор типа организационной структуры, опять же, зависит от размера и формы организации, ее целей и задач, а также от особенностей отрасли. К сожалению, не существует идеального варианта – каждый раз необходимо взвешивать существующие плюсы и минусы.
Примеры структуры бизнеса
От теоретических вопросов предлагаем перейти к практическим. Разберем конкретные примеры структуры для разных предприятий.
Поговорим сначала про малые предприятия с небольшим количеством сотрудников и ограниченным бюджетом. Структура такого бизнеса обычно простая и гибкая, что позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка и требованиям клиентов.
Пример структуры малого бизнеса
- Основатель/владелец: отвечает за общее руководство компанией, принимает стратегические решения и контролирует финансы. В идеале нужно стремиться к такой структуре, чтобы она сохраняла полную работоспособность и эффективность даже без участия владельца.
- Менеджер по продажам: отвечает за привлечение новых клиентов и поддержание отношений с существующими. Как известно, удержать старых клиентов в несколько раз дешевле, чем привлечь новых. Увы, многие об этом забывают.
- Бухгалтер: ведет бухгалтерский учет, составляет финансовую отчетность, занимается налоговыми вопросами, начисляет зарплату сотрудникам. В некоторых случаях ведет еще кадровый учет.
- Специалисты: занимаются производством товаров или оказанием услуг согласно профилю компании.
Как видите, все просто и ясно. Как правило, управление происходит в ручном режиме.
Структура крупной компании
Теперь рассмотрим возможную структуру крупной корпорации. Они обычно имеют иерархическую структуру с множеством уровней управления и департаментов.
- Совет директоров (или совет акционеров): высший орган управления, который определяет стратегию развития компании.
- Генеральный директор (исполнительный директор): отвечает за общее руководство компанией, достижение конкретных задач.
- Финансовый департамент: отвечает за финансовые вопросы, включая бухгалтерский учет, планирование и инвестиции.
- Производственный департамент: занимается производством товаров или оказанием услуг.
- Коммерческий департамент: отвечает за продажи и маркетинг продукции компании.
Кроме этого, может быть еще административный департамент, правовой, кадровый и т. д. Все зависит от размера и специфики бизнеса.
Причины разработки структуры
Многие ведут бизнес без разработки структуры: как-то само все идет – да и ладно. Тем не менее грамотно разработанная структура помогает больше зарабатывать. Да и работать будет проще, когда определены роли и обязанности каждого сотрудника, а также установлены общие правила и процедуры.
Во-первых, разработка структуры позволяет избежать дублирование функций и повысить эффективность работы команды (в данном случае возможна кадровая оптимизация). Во-вторых, сотрудники лучше понимают свои задачи и работают более эффективно – но здесь важна также грамотная деятельность HR-специалиста, который наладит коммуникации между отделами.
Грамотная структура помогает установить ясные линии подчинения и ответственности – так руководителям проще контролировать работу своих подчиненных, ряд процессов можно автоматизировать. Также появляется возможность быстрее решать проблемы и принимать решения. Наконец, эффективная структура повышает общую производительность компании, так как она позволяет каждому сотруднику сосредоточиться на своей работе и выполнять ее наилучшим образом.
Итоги
Если вы хотите много зарабатывать – одного наития мало. Необходимо выстраивать структуру своего предприятия по всем правилам: штудировать специализированную литературу, изучать чужой опыт.
Разработка структуры является необходимым шагом для создания эффективного бизнеса. Она помогает определить роли и обязанности каждого сотрудника, установить правила и процедуры, которые будут использоваться для достижения стратегических целей компании, а также улучшить управление, коммуникацию и общую производительность.
Поделиться статьей