Организационная структура предприятия: формы и правовые классификации

Организационная структура предприятия: формы и правовые классификации

Про успешное предприятие говорят, что оно работает как часы. Но как этого достичь: как избавиться от рутинных вопросов, от постоянных форс-мажоров и т. п.? Большое значение имеет правильно выстроенная структура организации. Она должна быть достаточной для решения ключевых вопросов, за каждым сотрудником (или подразделением) необходимо закрепить конкретные вопросы. Важно продумать систему контроля и отчетности. В этом материале поговорим про варианты организационной структуры предприятия. Это важно знать и внедрять для успеха своего дела. Грамотно выстроенная система управления поможет зарабатывать больше и при этом тратить меньше нервов.

Основные элементы структуры: горизонталь и вертикаль.

Структура предприятия определяет, как различные подразделения взаимодействуют друг с другом, какие задачи выполняют, как и кем контролируется и координируется их работа.

Основными компонентами структуры предприятия являются департаменты или отделы. Также в крупных предприятиях могут выделяться управления, обособленные службы и т. п. Каждый департамент отвечает за определенное направление работы предприятия, а отделы внутри департамента решают конкретные задачи.

Внутри крупного предприятия может быть множество департаментов (управлений). Ниже назовем основные.

  • Производственный. Он отвечает за производство товаров или услуг. Внутри него могут быть отделы производства, контроля качества, логистики и другие.
  • Коммерческий занимается продажами и маркетингом продукции компании. В его состав входят отделы продаж, маркетинга, рекламы, PR и GR. Если предприятие небольшое – то все отделы могут быть слиты в один.
  • Финансовый департамент контролирует бухгалтерский учет, управление бюджетом и инвестициями. Здесь ключевым отделом будет бухгалтерия. Также в структуре можно предусмотреть отделы финансового анализа, планирования, внутреннего контроля.
  • Административный департамент занимается кадровыми и юридическими вопросами внутри компании. В его состав могут быть включены кадровая служба, юридический отдел, IT-отдел, отдел социального обеспечения.

Однако мало создать департаменты и отделы, важно наладить между ними взаимодействие. Теоретики выделяют горизонтальные и вертикальные связи.

Горизонтальные позволяют отделам одного департамента сотрудничать друг с другом для достижения общих целей. Например, отдел продаж может работать вместе с отделом маркетинга для разработки стратегии продвижения продукта. С одной стороны важна здоровая конкуренция, а с другой – она не должна мешать достижению общих задач. Служба HR должна грамотно выстраивать в этом отношении корпоративную политику.

Вертикальные связи обеспечивают передачу информации и приказов от высшего руководства к низшим уровням управления и передавать обратную связь. Это позволяет контролировать выполнение задач и оперативно реагировать на изменения в условиях работы.

В данном случае важна иерархия и субординация. Однако низшие звенья, которые непосредственно работают с клиентами или продукцией, должны иметь возможность донести свое мнение по ключевым вопросам.

Отметим, что понимание ключевых компонентов структуры и их взаимодействия помогает руководителям принимать правильные решения. Вы сможете сократить издержки и ускорить все процессы. Конечный результат грамотной структуры – увеличение доходов.

Организационно-правовые виды предприятий

Согласно российскому законодательству, предпринимательская деятельность возможна только после соответствующей регистрации. При этом необходимо изначально выбрать организационно-правовую форму. От этого зависит режим налогообложения, ответственность и возможности. В России предприятия могут быть организованы в форме ООО, АО. Также гражданин может вести бизнес без регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрим классификацию предприятий по организационно-правовым формам.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это одна из самых популярных форм предприятий в России. Учредители несут ответственность по обязательствам общества только в пределах своих вкладов. Учредителями ООО могут быть как физические, так и юридические лица. Так, по состоянию на 2024 год размер уставного капитала ООО может составлять всего 10 тысяч рублей. Этой суммой компания и отвечает в случае каких-либо исков, если других активов у предприятия нет.

Акционерное общество (АО). Эта юридическая форма обычно выбирается для крупных предприятий, имеющих большой оборот и сложную внутреннюю структуру. Собственников в данном случае может быть огромное количество – это все, у кого есть акции компании, а их может быть выпущено несколько тысяч и больше. Одна акция – это определенная часть капитала. Каждый акционер в пределах своей доли несет ответственность по обязательствам АО, а также может получать доход – дивиденды. Акционерами могут быть  как физические, так и юридические лица. АО могут быть публичными и непубличными. В первом случае акции можно свободно купить на бирже или у собственников. Крупные публичные АО торгуют своими акциями через биржу – это позволяет привлечь инвесторов и увеличить собственный капитал.  

Индивидуальный предприниматель (ИП) – это не юридическое лицо. Это статус, который оформляет гражданин РФ на осуществление предпринимательской деятельности. ИП несет полную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

От организационно-правовой формы предприятия зависит и его структура. Например, АО имеют наиболее сложную структуру управления, так как они требуют наличия органов управления – общего собрания акционеров, совета директоров и т. д. Кроме того, ООО и АО должны вести бухгалтерский учет и предоставлять отчетность в соответствии с законодательством.

Организационно-правовая форма предприятия зависит от разных факторов: от размера бизнеса, количества учредителей, суммы первоначальных вложений. К выбору организационно-правовой формы нужно подойти серьезно, так как цена ошибки – недополученный доход или излишние расходы.

Типы организационных структур

Организационная структура предприятия определяет распределение полномочий и ответственности между департаментами и отделами. В теории выделяются несколько типов структур. Попробуем коротко рассказать о них без занудства.

  1. Функциональная структура – классический и часто встречающийся вариант. Каждое подразделение в данном случае выполняет свою функцию, например, занимается производством, маркетингом или финансами. При этом связи с другими подразделениями будут слабыми – это, кстати, один из основных минусов такой организационной структуры. К тому же, из-за разобщенности процесс принятия решений может замедляться, особенно когда требуется согласование между несколькими подразделениями. К преимуществам можно отнести профессионализм и эффективность работы, связанные с узкой специализацией каждой ячейки.
  2. Дивизиональная (или дивизионная) структура предполагает, что предприятие делится на отдельные крупные подразделения (дивизионы), каждое из которых отвечает за определенный продукт или услугу. Дивизиональная структура позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка и требованиям клиентов.
  3. Матричная структура – промежуточный вариант: комбинация функциональной и дивизиональной структур. В этом случае сотрудники могут подчиняться одновременно двум руководителям: функциональному и проектному. Принято считать, что такой подход обеспечивает лучшую координацию между различными подразделениями и проектами.

Дивизиональная структура часто используется в крупных корпорациях, где каждое подразделение отвечает за определенный продукт или услугу. Матричная структура применяется в проектных организациях, где необходимо координировать работу нескольких команд над одним проектом.

Выбор типа организационной структуры, опять же, зависит от размера и формы организации, ее целей и задач, а также от особенностей отрасли. К сожалению, не существует идеального варианта – каждый раз необходимо взвешивать существующие плюсы и минусы.

Примеры структуры бизнеса

От теоретических вопросов предлагаем перейти к практическим. Разберем конкретные примеры структуры для разных предприятий.

Поговорим сначала про малые предприятия с небольшим количеством сотрудников и ограниченным бюджетом. Структура такого бизнеса обычно простая и гибкая, что позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка и требованиям клиентов.

Пример структуры малого бизнеса

  • Основатель/владелец: отвечает за общее руководство компанией, принимает стратегические решения и контролирует финансы. В идеале нужно стремиться к такой структуре, чтобы она сохраняла полную работоспособность и эффективность даже без участия владельца.
  • Менеджер по продажам: отвечает за привлечение новых клиентов и поддержание отношений с существующими. Как известно, удержать старых клиентов в несколько раз дешевле, чем привлечь новых. Увы, многие об этом забывают.
  • Бухгалтер: ведет бухгалтерский учет, составляет финансовую отчетность, занимается налоговыми вопросами, начисляет зарплату сотрудникам. В некоторых случаях ведет еще кадровый учет.
  • Специалисты: занимаются производством товаров или оказанием услуг согласно профилю компании.

Как видите, все просто и ясно. Как правило, управление происходит в ручном режиме.

Структура крупной компании

Теперь рассмотрим возможную структуру крупной корпорации. Они обычно имеют иерархическую структуру с множеством уровней управления и департаментов. 

  • Совет директоров (или совет акционеров): высший орган управления, который определяет стратегию развития компании.
  • Генеральный директор (исполнительный директор): отвечает за общее руководство компанией, достижение конкретных задач.
  • Финансовый департамент: отвечает за финансовые вопросы, включая бухгалтерский учет, планирование и инвестиции.
  • Производственный департамент: занимается производством товаров или оказанием услуг.
  • Коммерческий департамент: отвечает за продажи и маркетинг продукции компании.

Кроме этого, может быть еще административный департамент, правовой, кадровый и т. д. Все зависит от размера и специфики бизнеса.

Причины разработки структуры

Многие ведут бизнес без разработки структуры: как-то само все идет – да и ладно. Тем не менее грамотно разработанная структура помогает больше зарабатывать. Да и работать будет проще, когда определены роли и обязанности каждого сотрудника, а также установлены общие правила и процедуры.

Во-первых, разработка структуры позволяет избежать дублирование функций и повысить эффективность работы команды (в данном случае возможна кадровая оптимизация). Во-вторых, сотрудники лучше понимают свои задачи и работают более эффективно – но здесь важна также грамотная деятельность HR-специалиста, который наладит коммуникации между отделами.

Грамотная структура помогает установить ясные линии подчинения и ответственности – так руководителям проще контролировать работу своих подчиненных, ряд процессов можно автоматизировать. Также появляется возможность быстрее решать проблемы и принимать решения. Наконец, эффективная структура повышает общую производительность компании, так как она позволяет каждому сотруднику сосредоточиться на своей работе и выполнять ее наилучшим образом.

Итоги

Если вы хотите много зарабатывать – одного наития мало. Необходимо выстраивать структуру своего предприятия по всем правилам: штудировать специализированную литературу, изучать чужой опыт.

Разработка структуры является необходимым шагом для создания эффективного бизнеса. Она помогает определить роли и обязанности каждого сотрудника, установить правила и процедуры, которые будут использоваться для достижения стратегических целей компании, а также улучшить управление, коммуникацию и общую производительность.

Рубрики:
Теги:
Отзывов (0)